Перегородочная эмаль является известной техникой создания украшений. Суть техники в том, чтобы из миниатюрных проволочек сотворить изображение, внутрь которого нужно залить эмаль. Чем больше задействовано проволочек, тем более искусным и дорогим выходит узор.
В старину на изделиях эта техника часто играла роль свиты вокруг «королей» — драгоценных камней. Индийские украшения минанкари (сегодня эта техника является визитной карточкой грузинских художников — грузинская минанкари) и поныне являют нам союз эмалевой пестроты со сверканием гранёных самоцветов.
Порой сюда же индусы добавляют чеканку и просечной орнамент по металлу. Словом, одно изделие представляет проф-уровень всей деревни ювелиров — народный рекламный ход.
Иное дело китайская (пекинская) перегородчатая эмаль. Узоры по степени тонкости дают фору современной высокоточной полиграфии. И как правило, никаких камней.
Сплошь узорчатым поверхностям строго аккомпанирует литьё: морды и лапы реальных и волшебных зверей служат ручками на сосудах и вазах. Китайцы и сегодня работают в этой технике, по-прежнему по большей части без камней. Рационально, если вдуматься — камни грабители и варвары норовят выковырять, а с пекинской эмалевой вазы уж точно «взятки гладки».
В ХVI в. в Италии, а с XIX в. и у нас в России появилось истинное «перегородчатое диво», витражная эмаль.
Техника перегородчатой эмали
Многие помнят капли росы, пойманные летней паутинкой. У перегородчатой, как и у витражной (разновидности перегородчатой) эмали схожий принцип. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой.
Изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Многоцветный рисунок обжигается в муфельной печи многократно. Эмаль сплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева.
Для наглядности мы разместили видеоролик, где показан весь процесс изготовления фигурки, декорированной перегородчатой эмалью:
Пояснения от авторов ролика: этапы изготовления изделия с перегородчатой эмалью
- Эскиз изделия переводится на медь при помощи белой гуаши и копировальной бумаги. Получившийся на металле рисунок закрепляется чертилкой
- Заготовка выпиливается ручным лобзиком. Чеканным молотком ей придается нужный объем, надфилем доводится до идеального соответствия эскизному контуру
- Заготовка отжигается и отбеливается в кислоте. Поверхность покрывается слоем прозрачной эмали и обжигается в печи при t 800*C
- Приступаем к изготовлению перегородок. Здесь понадобится вальцованная серебряная проволока 999 пробы, пинцет и круглогубцы. Из проволоки выгибаются фрагменты рисунка и фиксируются на поверхность эмали специальным клеем, который полностью выгорает в процессе последующих обжигов
- Получившиеся ячейки заполняются эмалью, разведенной с водой. Изделию дается полностью просохнуть – иначе при обжиге вода начнет закипать и разбрызгивать эмаль
- Когда изделие (в нашем случае — лошадка) полностью высыхает, его кладут на подставку и помещают в уже разогретую до 800 градусов муфельную печь. Обжигается изделие всего минуту. Вынутая из печи эмаль должна остыть при естественной температуре без резкого охлаждения. Дальше продолжаем работать с цветом, закладываем и обжигаем разные оттенки эмали до тех пор, пока не достигнем задуманного результата
- Из латуни паяется основа для броши и в нее монтируется лошадка
Витражную эмаль отличает от перегородчатой только то, что она прозрачна, если смотреть сквозь изделие на свет. У перегородчатой же имеется «донышко» — непрозрачная основа обычно из меди, серебра, либо желтого золота. Кстати, есть мнение, что в старину (до Бенвенутто Челлини, виртуоза витражной эмали), «донышко» именно стачивали, и после обжигали.
Современные украшения из перегородчатой эмали
Настоящая перегородчатая эмаль — тонкая и трудоемкая ручная работа. Именно по этой причине в массовом производстве украшений она практически не используется, иначе цены стали бы слишком высокими.
Ювелирные компании чаще «воссоздают эффект» перегородчатой эмали более экономически оправданными способами, например — отливая изделие с готовыми ячейками под эмаль (аналогично технике выемчатой эмали). Настоящая перегородчатая эмаль иногда используется на фабриках в украшениях на заказ или в эксклюзивных коллекциях.
Кстати, многие считают, что украшения знаменитого австрийского бренда Frey Wille — это тоже горячая перегородчатая эмаль. Это не так. Frey Wille работает в технике расписной эмали (такой же, как и известная ростовская финифть), то есть собственно «перегородки» в украшениях этого бренда отсутствуют (подробнее об украшениях с цветной эмалью и способах нанесения эмали).
Для того, чтобы не ошибиться в выборе и не дать себя запутать иногда вполне добросовестно заблуждающимся консультантам в магазинах, имеет смысл хотя бы на базовом уровне научится отличать перегородчатую эмаль.
Признаками этой техники являются:
- достаточно тонкий рисунок, заполненный эмалью
- однозначно определяемая (если по фото — то при увеличении) формирующая рисунок тонкая проволочка, которая должна быть видна целиком, от начала и до конца
- и цена — заметно более высокая по сравнению с «неперегородчатыми» изделиями с эмалью
Где можно найти ювелирные изделия в технике горячей перегородчатой эмали?
Как мы уже упомянули выше, ювелирные компании-производители очень редко используют эту трудоемкую технику. Поэтому найти в ювелирных магазинах украшения с настоящей «ручной» перегородчатой эмалью почти невозможно.
Источник:http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/peregorodchataya-emal-nepovtorimye-ukrasheniya/
как называется клей, которым приклеивают проволоку?